Одним
из ключевых моментов, обеспечивающих эффективное управление системой
образования, ее развитие, является оценка качества образования, основанная на
достоверных и сопоставленных данных. В Казахстане с 2004 года с целью оценки
качества знаний выпускников средних школ используется независимый внешний
контроль в форме единого национального тестирования (ЕНТ). ЕНТ как процедура
внешней оценки предоставляет широкие возможности для повышения эффективности
процесса управления качества образования. Анализ и интерпретация результатов
ЕНТ может способствовать успешному решению многих проблем повышения качества
обучения, принятию превентивных мер в совершенствовании учебной деятельности
каждой школы района в отдельности.
В образовании сегодня
совершенствуются не только стандарты образования и методика преподавания.
Создается национальная система оценки качества образования, в которой новый формат
ЕНТ играет не последнюю роль. Модернизация отечественного образования созвучна
словам Нурсултана Абишевича Назарбаева: «Мы прекрасно понимаем, что перспективы
страны связаны не только с нефтью и газом, не только с промышленными гигантами,
а с тем качеством образования, которое мы сможем дать подрастающему поколению.
По состоянию системы образования можно судить о перспективах страны. Появление
новых технологий и знаний, о которых мы даже не подозреваем, глобализация
процессов развития позволяет дать двадцать первому веку определение как веку
Знаний. Поэтому я со всей определенностью могу сказать: все, что служит системе
образования, служит и будущему нашей страны».
Только системная
работа, осуществляемая в учреждениях образования может дать определенный
результат.
Создание условий для
успешной сдачи учащимися ЕНТ- одна из важнейших задач педагогического коллектива.
Для достижения эффективных результатов необходима системная подготовительная
работа, поэтапное ее отслеживание, отражаемое в многочисленных аналитических
графиках, диаграммах, таблицах. Такой подход помогает коллективу школы добиваться
значительных показателей. Графики и схемы подготовки к экзамену встраиваются в
годовой план, работа в этом направлении начинается уже с очередного
августовского педсовета, после анализа результатов прошедшего ЕНТ. В основе всех
организационных мероприятий по подготовке к ЕНТ лежат 4 принципа:
- взаимодействие всех
участников образовательного процесса;
- внедрение
разнообразных технологий тестирования школьников;
- деловой диалог
учителей и учеников;
- индивидуализация и
дифференциация процесса обучения. Принципиально важно наличие единой позиции у
всех участников образовательного процесса: учителей, учеников, родителей - по
отношению к итоговой аттестации и к готовности выпускников к сдаче ЕНТ, так как
именно положительное общественное мнение оправдывает усилия, снимает
эмоциональное напряжение, обеспечивает психологическое равновесие. В такой
обстановке главной становится выработка технологии подготовки к экзамену и
алгоритма деятельности администрации и педагогического коллектива.
Формируя ситуацию успеха для
предстоящего экзамена, школа подключает к этой работе все
заинтересованные стороны: комплексная система совместной деятельности помогает
нацелить на обеспечение результативной сдачи ЕНТ, ведь успехи детей находятся в
прямой зависимости от установок и настроения учителей и родителей.
Исходя из этого, работа с родителями
строится по двум направлениям:
- знакомство с
нормативными документами, процедурой ЕНТ, целями и задачами экзамена, со
структурой и уровнями сложности заданий;
- выработка способов
адекватного психологического воздействия на детей через обсуждение того, какие
условия могут стать предпосылкой успешной итоговой аттестации, как поддержать
детей в период подготовки и сдачи экзаменов.
Успех экзамена в первую очередь зависит от педагога, от его профессиональной готовности к
новой форме проверки знаний, положительного воздействия учителя на формирование
у учащихся мотивации к достижению успехов, получению прочных знаний и умений.
Учителя-предметники и классные руководители, готовясь к ЕНТ, участвуют в
семинарах-практикумах по психологической поддержке выпускников, что позволяет
снизить уровень тревожности самих учителей, служит стимулом для их творческой
активности.
Непременное условие хорошей результативности экзамена - стремление самого школьника к успеху.
Все начинается с диагностики знаний, способностей учащихся, изучения уровня
тревожности, анализа мотивации к учению. На этой основе разрабатывается
программа психолого-педагогической помощи школьнику, устанавливается, какие
формы, методы, приемы работы помогут ему добиться успеха на экзаменах. В
процессе учебы выпускник систематически оценивает свою готовность к ЕНТ,
проходя пробные испытания. Тестирование как форма аттестации знаний
предполагает не только выбор ответов, но и объяснение, и собственную оценку
экзаменующегося. Разноуровневые задания (базового и повышенного уровня)
гарантируют объективную оценку знаний каждого учащегося.
В первую очередь составляем Комплексную программу по подготовке к
ВОУД и ЕНТ. Целью этой программы является создание оптимальных условий
качественной подготовки учащихся 9 и 11
классов к итоговой аттестации и ВОУД.
Задачи программы:
- сформировать необходимые теоретические и практические знания, умения и
навыки по образовательным предметам;
- обеспечить нормативно-правовую подготовку по процедуре проведения ВОУД и
ЕНТ;
- обеспечить систему психолого-педагогической подготовки учащихся к промежуточной
и итоговой аттестациям.
Программа осуществляется через организацию работы научно-методического
совета школы. Комплексную программу (организация мероприятий по сопровождению
подготовки к государственному контролю) ,дополняют Программа психолого-педагогической подготовки
к ЕНТ и План мероприятий по подготовке к
ЕНТ и ВОУД на соответствующий учебный
год
Каждая школа может привнести в эти документы свою специфику, но
организационные моменты могут быть примерно одинаковы, включая:
- организационное собрание с учащимися и родителями 11 классов по
ознакомлению с инструктивными документами по проведению ЕНТ и правилами
итоговой аттестации учащихся (сентябрь);
- ежемесячное проведение пробного тестирования с последующим анализом и
коррекцией дальнейшей деятельности;
- систематическую работу по решению тестовых заданий на уроках и во внеурочное
время (по плану подготовки к ЕНТ).
Приложение 1 Комплексная программа подготовки к ПГК и ВОУД (организация мероприятий по сопровождению подготовки к государственному контролю) | |||
Класс |
Параметры образованности |
Диагностика отслеживания |
Профилактика и коррекция |
9 |
Развитие мышления (теоретического и практического), способы деятельности. Развитие интеллектуальных способностей (предметные интересы, мотивация, синтез, анализ, обобщение, абстрагирование). Эмоционально-поведенческое развитие - саморегуляция. |
Школьный тест умственного развития. Опросник профессиональной готовности. Тест интеллекта. Уровень тревожности. Агрессия. Самооценка. |
Планирование работы на год. Проведение педсовета по стратегии деятельности. Семинары для учителей по составлению уровневых тестовых заданий, по типологии и композиции тестовых заданий. Семинар для кураторов по профилактике предэкзаменационного стресса. Работа учителей-предметников с заданиями разного уровня сложности. Работа предметных кафедр по разработке и апробации уровневых тестовых заданий на уроках и во внеурочное время. Составление рекомендаций для учеников и родителей. Родительский всеобуч по вопросам подготовки к новому формату ЕНТ. Профориентационная работа кураторов. Анализ результатов пробного тестирования. Составление дополнительного расписания по подготовке к ЕНТ с учителями-предметниками. Индивидуальная работа кураторов и учителей-предметников в выборе профиля ЕНТ. Индивидуальная работа психолога с учащимися и родителями по подготовке к ЕНТ. Групповые консультации психолога для учащихся. |
11 |
Социально-личностная направленность, ценностные ориентации. |
Психолого-профориента-ционное тестирование. Мотивация деятельности (анкеты, опросники, самоопределение - где чувствует себя ущемленным). Уровень воспитанности. Пробное тестирование.
| |
|
|
Решение:
1.Разработать тематические
планирования, соответствующее новому формату ЕНТ.
2.Продолжить качественную
подготовку к ЕНТ по предметам.
3.Усилить профориентационную
работу среди учащихся.