Дата:22.12.16 Класс: 10 | |||
Тема: Взаимодействие людей в многонациональном обществе | |||
Цель урока: Дать определение этнос, рассмотреть основные признаки и пути становления наций и охарактеризовать особенности межнациональных отношений в современном мире. Ожидаемый результат: Учащиеся должны знать, что: в структуре общества важное место занимают общности, объединяющие людей по национальному признаку; исторический путь каждого народа объясняет возникновение национальных традиций и обычаев; обострение межнациональных отношений бывает из-за территорий, социально-экономических условий и т. д.; каждый человек, к какой бы нации он ни относился, должен чувствовать себя равноправным гражданином; разжигание национальной розни запрещено законом. Учащиеся должны понимать, что такое: 1) этнос; 2) нация; 3) национальность; 4) племя; 5) народность; 6) культура межнациональных отношений. Учащиеся должны уметь: 1) объяснять смысл основных понятий; 2) называть различные понятия о национальной гордости; 3) определять значение национальных традиций; 4) находить пути предотвращения национальных конфликтов | |||
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Наглядности |
2 мин. |
Класс поделен на 3 группы I. Организационный момент Здравствуйте ребята! Начинаем ровно в срок Наш любимейший урок.
Дружно за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. Пусть сегодня для нас всех На урок придёт успех! Поприветствуем гостей, С ними нам вдвойне теплей! Пожелаем нам всем удачи, И успешности в придачу! Ребята вы наверное обратили внимание на одинокое дерево, что висит на доске. С вашей помощью она превратиться в «Дерево достижений». Я предлагаю вам, помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой. И тем самым проверить ваш цветовой настрой на урок. У каждого из вас на парте лежат листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) что по душе. кто выбрал зеленый лист, вас ожидает успех на сегодняшнем занятии. прошу прикрепить к дереву. Красный лист - желают общаться. Желтый лист – проявят активность. Синий – будут настойчивы. Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий. |
Психологический настрой «Хорошее настроение»
|
«Дерево достижений» |
5 мин. |
III. Подготовка к восприятию новой темы. Ребята обратите внимание на слайд. Какие ассоциации у вас возникают глядя на эти рисунки. Сегодня на уроке мы с вами обсудим тему «Взаимодействие людей в многонациональном обществе». Современное человечество представляет собой сложную этническую структуру, включающую несколько тысяч этнических общностей (нации, народности, племена, этнические группы и т. п.), отличающихся как численностью, так и уровнем развития. Все этнические общности мира входят в состав двухсот с лишним стран. Поэтому большинство современных государств полиэтничны в том числе и наша страна Казахстан в составе которой в настоящее время проживают более 140 этнических групп. А сейчас попробуйте определить верный ответ 1.Относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся одинаковыми чертами, условиями и образом жизни,- это: А) социальная структура Б) социальный институт В) социальная общность Г) социальная однородность 2. Типы социальных структур: А) кровнородственные связи-семья, род, племя Б) этнокультурные связи – этносы (народы, нации) В) социально-экономический статус- страты (касты, сословия, классы) Г) степень упорядоченности, организованности- толпа, публика, социальная огранизация 3.Молодежь, женщины, пенсионеры – это социальные общности… А) территориальные Б) демографические В) этнонациональные Г) профессиональные 4.Совокупность больших и малых социальных групп, коллективных и индивидуальных отношений между ними – это… А) политика общества Б) структура общества В) характер общества 5. Глубинная причина социальных конфликтов: А) несовпадение характера Б) различные воззрения социальных групп В) несовпадения экономических, политических, духовных интересов и возможностей 6) Что из перечисленного попадает под определение социальной группы? а) класс; б) социальный слой; в) страна; г) этнические общности; д) семья; е) производственные объединения; ж) все перечисленное выше.
Ответьте «да» или «нет». 1) Социальная стратификация - совокупность статусов и ролей. (Нет.) 2) Социальный состав населения - совокупность больших со¬циальных групп. (Да.) з) В социальной стратификации все статусы равны и связаны между собой функционально. (Нет.) 4) Социальная структура возникает по поводу общественного разделения труда. (Нет.) 5) Институт собственности относится к экономическим институтам. (Да.)
|
Демонстрируют свои знания. Отвечают на разноуровневые вопросы. |
Разноуровневые карточки |
15 мин. |
IV. Актуализация знаний. Межнациона́льные отноше́ния — особый вид социальных отношений, которые осуществляются между этносами (народами) в разных сферах общества. Межнациональное взаимодействие осуществляется на двух уровнях: — отношения между различными этническими группами в пределах одного государства; — отношения между разными нациями-государствами. В межнациональных отношениях этнические общности реализуют свои интересы. Национальные интересы имеют двойственную природу: с одной стороны, необходимость сохранения самобытности, уникальной культуры, с другой стороны, обогащение и развитие культуры в ходе межэтнического взаимодействия, постижение общечеловеческих ценностей. Одна из важных проблем в сфере межнациональных отношений — соблюдение прав этнических меньшинств. Этническое (национальное) меньшинство — это совокупность представителей этноса, которые проживают на территории какого-либо государства и являются его гражданами, но не принадлежат к коренной национальности, осознают себя национальной общиной и стремятся сохранить специфические черты своей культуры. Для успешного развития межнациональных отношений необходимо соблюдение важных гуманистических принципов: — отказ от насилия и принуждения; — признание прав и свобод человека важнейшей ценностью независимо от его национальной принадлежности; — готовность к мирному урегулированию противоречий, участие третьей стороны в достижении компромиссных решений; — развитие экономического и культурного сотрудничества между этническими общностями. Межнациона́льные отноше́ния — особый вид социальных отношений, которые осуществляются междуэтносами (народами) в разных сферах общества. Межнациональное взаимодействие осуществляется на двух уровнях: — отношения между различными этническими группами в пределах одного государства; — отношения между разными нациями-государствами. В межнациональных отношениях этнические общности реализуют свои интересы. Национальные интересы имеют двойственную природу: с одной стороны, необходимость сохранения самобытности, уникальной культуры, с другой стороны, обогащение и развитие культуры в ходе межэтнического взаимодействия, постижение общечеловеческих ценностей. Одна из важных проблем в сфере межнациональных отношений — соблюдение прав этнических меньшинств. Этническое (национальное) меньшинство — это совокупность представителей этноса, которые проживают на территории какого-либо государства и являются его гражданами, но не принадлежат к коренной национальности, осознают себя национальной общиной и стремятся сохранить специфические черты своей культуры. Для успешного развития межнациональных отношений необходимо соблюдение важных гуманистических принципов: — отказ от насилия и принуждения; — признание прав и свобод человека важнейшей ценностью независимо от его национальной принадлежности; — готовность к мирному урегулированию противоречий, участие третьей стороны в достижении компромиссных решений; — развитие экономического и культурного сотрудничества между этническими общностями. Редактировать Задания для групп. 1- я группа - Основные тенденции развития наций 3. 2- я группа - Межнациональные конфликты 3- я группа - Национализм 4- я группа - Способы мирного взаимодействия этносов
|
Проявляют интерес к изучаемому материалу.
|
Учебник
Таблица «ИНСЕРТ»
|
10 мин. |
V. Закрепление урока. Проводит игру «Один-много». Работа в группах: Разрешение конфликтных ситуаций.
ü Можно ли в конфликтной ситуации избежать насилия? ü Приведите примеры разрешения конфликтной ситуации из личного опыта. ü Что для человека важнее в межличностных отношениях: доказательство своей правоты или хорошие человеческие отношения? ü Вас оскорбили. Вам хочется ответить грубостью, хотя вы считаете это недостойным. Как человек может научиться быть более терпимым? Поможет ли это при разрешении конфликта?
ü Девиантным может оказаться самый невинный, на первый взгляд, поступок, например, курение? ü Во всех странах женщине сложнее сделать карьеру, чем мужчине? ü «Группой риска» в плане отклоняющегося и противоправного поведения являются подростки? ü Оказывает ли внешний жёсткий контроль влияние на уровень девиантного и деликвентного поведения?
|
Отвечают на разноуровневые вопросы. Играют в игру «Один-много». На стикерах записывают все, что узнали на уроке. Наполняют корзину стикерами. |
Карточки
Корзина |
5 мин. |
VI. Итог урока Оценивание фишками Проводит рефлексию. - За что бы вы себя могли похвалить? - Какие трудности встретились на уроке? |
На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. Оценивают работу своих одноклассников. |
Светофор
Стикеры
|
2 мин. |
VII. Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы.
|
Ученики записывают в дневниках. |
Дневник |