"Ақмола облысы білім басқармасының Степногорск қаласы бойынша білім бөлімі Ақсу кентінің №1 жалпы орта білім беретін мектебі"КММ
КГУ «Общеобразовательная школа №1 п. Аксу отдела образования по г. Степногорск управления образования Акмолинской области»

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

02.03.2017

Дата:22.12.16                                                   

                        Класс:

10  

Тема: Взаимодействие людей в многонациональном обществе

Цель урока: Дать

определение этнос, рассмотреть основные признаки и пути становления наций и охарактеризовать

особенности межнациональных отношений в современном мире.

Ожидаемый

результат:

Учащиеся

должны знать, что:

в структуре

общества важное место занимают общности, объединяющие людей по национальному

признаку;

 исторический

путь каждого народа объясняет возникновение национальных традиций и обычаев;

       обострение межнациональных

отношений бывает из-за тер­риторий, социально-экономических условий и т. д.;

 каждый

человек, к какой бы нации он ни относился, должен чувствовать себя

равноправным гражданином;

       разжигание

национальной розни запрещено законом.

Учащиеся

должны понимать, что такое:

1)      этнос;

2)     нация;

3)   национальность;

4)   племя;

5)   народность;

6)   культура межнациональных отношений.

Учащиеся должны уметь:

1)   объяснять смысл

основных понятий;

2)   называть

различные понятия о национальной гордости;

3)   определять

значение национальных традиций;

4)   находить пути

предотвращения национальных конфликтов

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Наглядности

2 мин.

Класс поделен на 3 группы

I. Организационный момент

Здравствуйте ребята!

Начинаем ровно в

срок

Наш любимейший урок.

Дружно за руки

возьмёмся

И друг другу

улыбнёмся.

Пусть сегодня для

нас всех

На урок придёт

успех!

Поприветствуем

гостей,

С ними нам вдвойне

теплей!

Пожелаем нам всем

удачи,

И успешности в придачу!

Ребята вы

наверное обратили внимание на одинокое дерево, что висит на доске. С вашей

помощью она превратиться в «Дерево достижений». Я предлагаю вам, помочь

нашему дереву покрыться разноцветной листвой.  И тем самым проверить ваш цветовой настрой

на урок. У каждого из вас на парте лежат листочки разного цвета. Я попрошу

вас взять один из них (любого цвета) что по душе.

 кто выбрал зеленый лист, вас ожидает успех на сегодняшнем занятии. прошу прикрепить к дереву.

Красный лист -

желают общаться.

Желтый лист – проявят активность.

Синий – будут

настойчивы.

Помните,

что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.

Психологический настрой «Хорошее настроение»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Дерево

достижений»

5 мин.

III. Подготовка к восприятию новой темы.

Ребята обратите внимание на слайд. Какие ассоциации у вас

возникают глядя на эти рисунки. 

Сегодня на уроке мы с вами

обсудим  тему «Взаимодействие людей в

многонациональном обществе».

Современное человечество

представляет собой сложную этническую структуру, включающую несколько тысяч

этнических общностей (нации, народности, племена, этнические группы и т. п.),

отличающихся как численностью, так и уровнем развития. Все этнические общности

мира входят в состав двухсот с лишним стран. Поэтому большинство современных

государств полиэтничны в том числе и наша страна Казахстан в составе

которой   в настоящее время проживают более 140

этнических групп.

 А сейчас попробуйте   определить верный ответ

1.Относительно устойчивая

совокупность людей, отличающаяся одинаковыми чертами, условиями и образом

жизни,- это:

А) социальная структура

Б) социальный институт

В) социальная общность

Г) социальная однородность

2.  Типы

социальных структур:

А) кровнородственные

связи-семья, род, племя

Б)

этнокультурные связи – этносы (народы, нации)

В)

социально-экономический статус- страты (касты, сословия, классы)

Г) степень

упорядоченности, организованности- толпа, публика, социальная огранизация

3.Молодежь, женщины, пенсионеры –

это социальные общности…

А) территориальные

Б) демографические

В) этнонациональные

Г) профессиональные

4.Совокупность больших и малых социальных групп,

коллективных и индивидуальных отношений между ними – это…

А) политика общества

Б) структура

общества

В) характер общества

5. Глубинная причина социальных конфликтов:

А) несовпадение характера

Б) различные

воззрения социальных групп

В) несовпадения экономических, политических, духовных

интересов и возможностей

6)   Что из

перечисленного попадает под определение социальной группы?

а) класс;

б) социальный слой;

в) страна;

г) этнические общности;

д) семья;

е) производственные объединения;

ж) все перечисленное выше.

 

Ответьте «да»

или «нет».

1)   Социальная стратификация - совокупность статусов

и ролей. (Нет.)

2)   Социальный состав населения - совокупность

больших со¬циальных групп. (Да.)

з) В

социальной стратификации все статусы равны и связаны между собой

функционально. (Нет.)

4)   Социальная структура возникает по поводу

общественного разделения труда. (Нет.)

5)   Институт собственности относится к

экономическим институтам. (Да.)

 

Демонстрируют свои знания. Отвечают на разноуровневые вопросы.

Разноуровневые

карточки

15 мин.

IV. Актуализация знаний.

 Межнациона́льные отноше́ния — особый вид социальных отношений, которые

осуществляются между этносами (народами) в разных

сферах общества.

Межнациональное взаимодействие

осуществляется на двух уровнях:

— отношения между различными этническими группами в пределах одного

государства;

— отношения между разными нациями-государствами.

В межнациональных отношениях этнические общности реализуют свои интересы.

Национальные интересы имеют двойственную природу: с одной стороны,

необходимость сохранения самобытности, уникальной культуры, с другой стороны, обогащение и развитие культуры в ходе межэтнического

взаимодействия, постижение общечеловеческих ценностей.

Одна из важных проблем в сфере межнациональных отношений — соблюдение

прав этнических меньшинств. Этническое (национальное) меньшинство — это

совокупность представителей этноса, которые проживают на территории

какого-либо государства и являются его гражданами, но не принадлежат к коренной национальности, осознают себя национальной

общиной и стремятся сохранить специфические черты своей культуры.

Для успешного развития межнациональных

отношений необходимо соблюдение важных гуманистических принципов:

— отказ от насилия и принуждения;

— признание прав и свобод человека важнейшей

ценностью независимо от его национальной принадлежности;

— готовность к мирному урегулированию

противоречий, участие третьей стороны в достижении компромиссных решений;

— развитие экономического и культурного

сотрудничества между этническими общностями.

Межнациона́льные отноше́ния — особый вид социальных отношений, которые

осуществляются междуэтносами (народами) в разных

сферах общества.

Межнациональное взаимодействие осуществляется на двух уровнях:

— отношения между различными этническими группами в пределах одного

государства;

— отношения между разными нациями-государствами.

В межнациональных отношениях этнические общности реализуют свои интересы.

Национальные интересы имеют двойственную природу: с одной стороны,

необходимость сохранения самобытности, уникальной культуры, с другой стороны, обогащение и развитие культуры в ходе межэтнического

взаимодействия, постижение общечеловеческих ценностей.

Одна из важных проблем в сфере межнациональных отношений — соблюдение

прав этнических меньшинств. Этническое (национальное) меньшинство — это

совокупность представителей этноса, которые проживают на территории

какого-либо государства и являются его гражданами, но не

принадлежат к коренной национальности, осознают себя национальной общиной и

стремятся сохранить специфические черты своей культуры.

Для успешного развития межнациональных отношений необходимо соблюдение важных

гуманистических принципов:

— отказ от насилия и принуждения;

— признание прав и свобод человека важнейшей ценностью независимо от его

национальной принадлежности;

— готовность к мирному урегулированию противоречий, участие третьей стороны в

достижении компромиссных решений;

— развитие экономического и культурного сотрудничества между этническими

общностями.

Редактировать

Задания для  групп.

1-    я            группа -

 Основные

тенденции развития наций 3.

2-    я            группа -

Межнациональные конфликты

3-    я            группа -

Национализм

4-    я            группа -

Способы мирного взаимодействия этносов

 

Проявляют интерес к изучаемому материалу.

 

 

 

 

Учебник

 

Таблица

«ИНСЕРТ»

 

10 мин.

V.

Закрепление урока.

Проводит игру «Один-много».

Работа в группах: Разрешение конфликтных ситуаций.

 

ü  Можно ли в

конфликтной ситуации избежать насилия?

ü  Приведите

примеры разрешения конфликтной ситуации из личного опыта.

ü  Что для

человека важнее в межличностных отношениях: доказательство своей правоты или

хорошие человеческие отношения?

ü  Вас

оскорбили. Вам хочется ответить грубостью, хотя вы считаете это недостойным.

Как человек может научиться быть более терпимым? Поможет ли это при

разрешении конфликта?

 

ü  Девиантным

может оказаться самый невинный, на первый взгляд, поступок, например,

курение?

ü  Во всех

странах женщине сложнее сделать карьеру, чем мужчине?

ü  «Группой

риска» в плане отклоняющегося и противоправного поведения являются подростки?

ü  Оказывает ли

внешний жёсткий контроль влияние на уровень девиантного и деликвентного

поведения?

 

Отвечают на разноуровневые вопросы.

Играют в игру «Один-много».

На стикерах записывают все, что узнали на

уроке.  Наполняют корзину стикерами.

Карточки

 

 

 

Корзина

5 мин.

VI. Итог урока

Оценивание

фишками  Проводит рефлексию.

- За что

бы вы себя могли похвалить?

- Какие

трудности встретились на уроке?

На

стикерах записывают свое мнение по поводу урока. Оценивают работу своих

одноклассников.

 

Светофор

 

Стикеры

 

 2 мин.

VII.  Домашняя работа. Объясняет

особенности выполнения домашней работы.

 

Ученики записывают в дневниках.

Дневник

Просмотров: 693


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст