Тема
урока: Разнообразие мира животных
Цели
урока:
обучающая: познакомить
с многообразием животного мира, дать понятие об отличиях между животными, их
приспособление к среде обитания, с особенностями питания.
развивающая:
развивать
мышление, связную речь, сообразительность, память, расширять представления о
животном мире, познавательные способности учащихся.
воспитывающая: воспитывать
интерес животному миру, любовь и бережное отношение к животным, интерес к
предмету.
Тип
урока: работа над новым материалом.
Вид
урока: урок-путешествие.
Методы
урока: словесно - наглядный, практический.
Используемые
модули: новые подходы в преподавании и
обучении; обучение критическому мышлению; оценивание для обучения и оценивание
обучения; использование ИКТ в преподавании и обучении; обучение талантливых и
одаренных учеников; преподавание и обучение в соответствии с возрастными
особенностями учеников; управление и лидерство в обучении.
Межпредметная
связь: литература, изобразительное
искусство, математика, трудовое обучение, физическая культура, география.
Оборудование: интерактивная
доска, раздаточный дидактический материал
Прогнозируемый
результат: умение распознавать разнообразие
животного мира, сформировать знания о их приспособлении к среде обитания и
питания.
План
урока
Организационный
момент,
1.Привествие
2.Психологический
настрой на урок
Проверка
домашнего задания
1.Проверка
пройденного материала
2.Вопрос
- ответ
Работа
над новым материалом
1.Сообщение
темы и цели урока
2.Работа
над темой урока
Физминутка
Закрепление
1.Работа
по карточкам
2.Работа
с учебником
3.Групповая
работа
Итог
урока
Выставление
оценок. Рефлексия.
Домашнее
задание
Ход урока
Организационный
момент
1.
Приветствие гостей
-Здравствуй
солнце золотое
Здравствуй
небо голубое,
Здравствуй
мирная земля
Здравствуй
школа, гости и друзья
2.
Психологический настрой
-
Приготовились к уроку.
Каждый день – всегда, везде
На
занятиях, в игре
Смело,
четко говорим
И
тихонечко сидим.
Будем мы сейчас учиться
Это в жизни пригодиться!
Проверка
домашнего задания
Загадки
Стоим, дружно головы в небо задрав,
Какой же высокий пятнистый ...(жираф)
Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином,
По земле ногами - стук,
Как зовут его? (Индюк)
В чаще, голову задрав,
воет с голоду (Волк)
Сер,
да не волк,
Длинноухий, да не заяц,
С копытами, да не лошадь.
Кто это?
Ответ: Осёл
Как большая кошка он
Грациозен и умён.
Но не любит разных игр
Полосатый грозный...
(Ответ: тигр)
Живёт в саванне, толстокожий,
И на других он не похожий,
На морде вместо носа - рог,
Он грозный, сильный –(Носорог)
Не боюсь я слова "брысь", - я
лесная кошка (Рысь)
Что за миленькие глазки!
Мордочка как будто в маске,
Носик - чёрным кругляшком,
Он приветлив и умён.
Всю еду в воде полощет,
Так ему, наверно, проще.
(Енот)
I.Беседа
-Какой
раздел вы изучали на прошлых уроках?
-Назовите
важные условия окружающей среды, необходимые для жизни растений?
Что
общего у всех растений? (корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами)
-А
как вы думаете растения живые? Почему?
2.Проверка
кластеров
-Ключевым
словом было слово «растение», прочитайте свои слова. Учащиеся демонстрируют
приготовленные кластеры.
Какую
роль играют растения в жизни людей?
III.
Работа над новым материалом
А где живут животные?
Когда
мы будем путешествовать, сможем познакомиться со средой обитания животных,
которые живут не только в нашей местности, но и в дальних странах. А
путешествовать мы с вами будем на воздушном шаре, но так как нам одного
воздушного шара будет мало, мы полетим на двух воздушных шарах, а для этого мы
разделились с вами на группы.
2.
Работа над темой урока.
-А
еще какие животные живут в лесу, которых мы не видели на слайдах?
Значит,
мы подошли к лесу. Послушайте как автор: И. Белоусов описывает лес
В
лесу
Краснеют
на солнце
Сосен
стволы,
Разносится
всюду
Запах
смолы;
А
ландышей белых
Кисти
висят;
Как
тонок и нежен
Их
аромат.
По
лесу иду я,
Песню
пою,
И
слушают сосны
Песню
мою.
Сквозь
ветви густые
Солнце
глядит;
Зяблик
в ответ мне
Песней
звенит...
-А какие
мы должны правила безопасности соблюдать в лесу. В лесу могут возникнуть пожары,
а могут возникнуть от небрежного обращения с огнём. Например, люди бросают
окурки, горящую спичку, оставляют тлеющие угли костра и много еще других
правил, но об этом поговорим на следующем уроке. -
Продолжаем свое путешествие. На следующей остановке мы слышим шум (включается
звук моря).
-Это
мы подошли к морю. Море
– одно из самых удивительных чудес природы. Оно бывает спокойным, ласковым,
даже чинным, а бывает грозным, опасным. Много неизведанных тайн хранят в себе
морские просторы. Какими
особенностями отличаются рыбы от других животных.
-
Правильно, мы подошли к морю, а какие виды рыб и морских животных вы знаете?
Рыбы – наличие плавников и хвоста.
-Каких
животных называют млекопитающими? Ребята, смотрите, к нам на встречу выплыл
кит. Вес его мозга составляет 8 кг, общий вас 60 тонн, а их длина может достичь
22 метров, они относятся к млекопитающим.
Млекопитающие
вскармливают детенышей молоком.
Мы
продолжаем свое путешествие. А на этой остановке нас встречает сказочный герой
(отрывок из мультфильма «Я водяной»)
-А
кто подруги Водяного, о которых он поет, и что вы о них знаете?
Мы
остановились там, где живет водяной? На болоте занято
главным образом кустарником, частично лесом. Встречаются участки, заросшие
осоками. А еще какие насекомые там водятся. Насекомые имеют 6 пар ног.
-
Отгадайте насекомоядного животного:
Недотрога, весь в иголках,
Я живу в норе, под елкой.
Хоть открыты настежь двери,
Но ко мне не входят звери
(Ёж)
Ёж – насекомоядное животное.
-
Ребята, продолжаем свое путешествие, и мы подошли к пустыне. Какие здесь могут
быть виды животных, ведь здесь жарко и сухо и нет ни одного дерева? Ящерицы,
жуки, скорпионы, пауки, верблюды и другие. Некоторые из них бывают ядовитые.
При встречи с ними будьте внимательны и осторожны.
-
Ребята, что мы слышим? Правильно это звук птиц. Чем отличаются птицы от других
животных? Каких вы знаете птиц, которые не летают?
-
Какие приметы про птиц вы знаете?
Физминутка.
Игра “Голоса”
Слушайте
внимательно голоса животных, птиц и т.п. после, вы должны будете называть их:
дятел, тигр, слон, чайка, скворец, лось, кот, баран, комар.
Учащиеся,
когда слышат звук животного называют его и с помощью пантомимы показывают, как
плавает рыба в воде. Когда слышат название птицы, машут руками – “крыльями ”
имитируя полет и показывают что именно они делают. А услышав названия зверей,
топают ногами и показывают их походка
-
Продолжаем наше путешествие дальше
-Каких
диких животных вы знаете?
Дикие
животные – это животные, которые живут на воле, занимаются
охотой, сами себе, добывая пищу. Тогда давайте отправимся в национальный парк
«Прайд», который находится в Африке, все звери которые находятся там, взяты под
охрану государства, и посмотрим на хищников! А у нас в Казахстане тоже есть
заповедники. Там находятся редкие и исчезающие виды животных, все они занесены
в «Красную книгу». Почему эта книга именно красная.
-Молодцы!
-А
как вы думаете, на какие группы животные делятся по способу питания?
(травоядные, насекомоядные, всеядные, плотоядные или хищники).
-Почему
животных называют травоядными?
-Каких
еще травоядных животных, которых мы сегодня не видели вы знаете? (зебра, слон,
жираф, носорог, черепаха, заяц и т.д.)
IV.
Закрепление
1.
Работа по карточкам.
-А
теперь давайте посмотрим, насколько вы сегодня были внимательными и запомнили,
насколько хорошо знаете животных. «Кто лишний?»
У вас
на столах лежат карточки.
Я
буду читать названия трех животных, одно из которых «лишнее».
Возьмите
в руки карандаши. Вы должны обвести в кружок, который по вашему мнению
соответствует названию «лишнего» животного:
1.Жук,
корова, жираф
2. Волк, лиса, заяц
3. Баран, пингвин, свинья
4. Суслик, сайгак, сова
5. Улитка, зебра, сурок
6. Олень, кит, ворона
- Проверяем.
2. Работа
с учебником
-Откройте
учебники на странице 87.
-Что
надо сделать ? (работа с одаренными и талантливыми детьми). Перед нами задача!
Назвать животное и его жилище.
Птица
– гнездо, петух – курятник, конь – конюшня, медведь – берлога, лиса – нора,
пчела – улей.
3.Групповая
работа.
Задача:
составить кластер по темам «Травоядные», и «Хищные». У 1 группы ключевое слово
«Травоядные», у 2 группы «Хищные». На столе у вас лежат конверты, в них есть
слова с названиями животных.
Взаимопроверка
работ.
Вывод:
Итак, мы смогли правильно распределить животных по способу их питания. Молодцы!
V.
Итог урока.
- Мы
завершаем свое путешествие, и нас встречают животные жизнь которых зависит от
человека. Куда мы попали?
-Чем
отличаются домашние животные от диких?
-Домашние
животные – это животные, которые живут с человеком и которых он содержит. А
животные дают человеку шерсть, молоко, мясо.
-Давайте
посмотрим видеоролик, который приготовили Ситора и Милана (работа с одаренными
и талантливыми детьми).
-Вам
понравились видеоролики?
-У
Ситоры есть кошка, у Миланы крольчата, а какие у вас есть домашние животные?
Как
нужно ухаживать за кошками и собаками?
Каких
домашних животных знаете вы, которых мы не видели на слайдах?
А
откуда берутся бездомные животные?
-Хотите
ли вы принять участие в жизни животных и обзавестись другом? Каждый из вас
может приютить бездомное животное, но это вы должны сделать только по согласию
ваших родителей. Прежде чем животное приютить вы должны обследовать его у
ветеринара, проверить на болезни и привить, потом помыть, и только после этого
можно будет оставить у себя.
VI.
Выставление оценок.
Рефлексия
Посмотрите
на интерактивную доску, здесь вы видите домик «Приют для животных». Основные
функции приютов состоят в том, чтобы оказать помощь, ветеринарную, бездомным,
потерявшимся и брошенным животным, найти для собак-постояльцев новых хозяев или
прежних – в случае с потерявшимися собаками, заботиться длительное время о тех
животных, для которых не
удалось
быстро подыскать новых хозяев.
-Давайте
поможем этим животным попасть в этот приют. Приют этот сделан из вторсырья, он
очень теплый. А выбрали мы именно этот приют, так как наша школа постоянно
участвует в экопроекте Шпарэ, и в этом
году мы получили «Зеленый флаг». Для того чтобы поселить животное, вам нужно
взять эту специальную волшебную ручку, и поместить животное в дом.